ОСНОВНЫЕ КОЛЕНА  

ТРОЙНИК - наиболее ценная запевка из трёх, нередко из четырёх приблизительно равных по длительности мелодично звучащих, сравнительно непродолжительных фраз с наименьшим разрывом между собой. Первая и третья фазы могут звучать почти одинаково, вторая - немного выше. Тройник из четырёх фраз имеет некоторое различие в исполнении. Здесь звучание первой и второй фраз может быть, как у предыдущего тройника, зато третья фраза доллжна звучать ещё выше, то есть прослушиваться трёступенчатый подъём звука. Желательно, чтобы вся высота звучания четвёртой фразы была приблизительно на уровне звучания первой.

ЗАПЕВКА-ДВОЙНИК - состоит из двух фраз. Вторая фраза по звучанию может быть чуть выше или чуть ниже первой.

ПРЯМАЯ ЗАПЕВКА, или, как её называют любители, "нитка" - это одна фраза, как бы оторванная от тройника или двойника. Очень часто у некоторых кенаров, потерявших тройниковые или двойниковые запевки, остаются эти непродолжительные звуки. Они большой ценности не представляют. Прямая запевка должна звучать ровно без вибрации звука. В противном случае, её следует относить к короткой россыпи. Она может напоминать по своему звучанию нежную позывку канарейки (каждая из пропеваемых фраз у тройника и двойника также может напоминать позывки. Но, естественно, высота звучания этих фраз разная).

КУЛИК - пропевается в начале песни после любой из трёх видов запевок, он может служить как бы связующим звеном в тесном соединении с запевками кулик является существенным украшением начала песни. По звучанию он должен напоминать позыв куликов и состоять из звукосочетаний "ку-ли". Первый слог "ку" пропевается с ударением и может быть растянут. Второй "ли" может исполняться незначительно выше или ниже первого, но без ударений. В последнее время встречается полуторный кулик - "кули-ки". По звучанию кулик пропевается в среднем регистре. Иногда до конца птица повторяет в песне это колено два раза. Любители называют такое двойное повторение "двойным" куликом.

РОССЫПИ являются основными трелевыми коленами песни. Они бывают разнообразными по звучанию: "зи", "ди", "ри" и т.д. Их птицы при пении делят на два звука и пропевают при помощи вибрации клюва, звуки в россыпях настолько плотно связаны между собой, что между фразами практически не прослушивается разрыв.
Существует несколько разновидностей россыпей канарейки.
Серебристые россыпи встречаются довольно редко и очень ценятся. Птицы пропевают их на высокой ноте, при звучании они обязательно должны отдавать нежным звоном. Эти россыпи могут быть с незначительным повышением или понижением, желательно, чтобы они были достаточно продолжительными.
Кузнечиковые россыпи не менее ценные и редкие, тоже звучат очень высоко. По звучанию они должны напоминать стрекотание кузнечиков. Россыпи не звонкие, пропеваются ровно, без повышения или понижения, как правило, средней продолжительности.
Бубенцовые россыпи содержат звуко-сочетание "ди" или "дзи", но не в высоком, а в среднем регистре.
В этом звучании трелей может прослушиваться металлический звон.
Обыкновенные россыпи встречаются у большинства канареек и, естественно, ценятся ниже. Основные звукосочетания в этих россыпях - "ри" или "си". Пропевают их птицы в среднем, реже в нижнем регистре. Желательно, чтобы звучание было средней продолжительности.
Высокие россыпи встречаются реже, чем обыкновенные. Основные звукосочетания у них, как и обыкновенных, "ри" или "си", но пропеваются они только в высоком регистре. Желательно, чтобы звучание их было также средней продолжительности.
Овсянки считаются не только основными, но и обязательными в песнях канареек данного напева. Они напоминают по звучанию пение некоторых разновидностей дикой овсянки - горной, садовой, овсянки-дубровника и преимущественно обыкновенной. Они должны быть обязательными в песнях канареек овсяночного напева. На качество этих колен следует обратить особое внимание (к сожалению, многие любители, заботясь об увеличении количества колен в репертуарах песен птиц, забывают об этом). Вполне достаточно кенару иметь в содержательной песне 2-3 колена, схожих с трелями диких овсянок, чтобы его песня стала полноценной (конечно, если есть и всё остальное).
В данной характеристике все наименование колен, за исключением обыкновенной и овсянки0дубровника, вымышлены. аких наименований овсянок в природе не существует. Звучат эти колена с обязательным раздельным произношением фраз, т.е. между каждой из них должно чётко прослушиваться повторения слогов. По степени продолжительности и расчленённости этих фраз, а также в зависимости от высоты звучания определяется то или иное наименование овсянок. Наиболее красивыми и ценными в песнях канареек считаются такие овсянки, которые пропеваются выразительно и как бы несколько растянуто. Темп звучания может быть разным - то быстрым, то замедленным.
Обыкновенные овсянки встречаются у большинства кенаров. Они чаще пропеваются невысоко и однотонно. У этих овсянок должно быть мягкое, желательно нерезкое сочетание звуков, средней продолжительности звучания.
Подъёмные овсянки очень ценятся любителями. Они начинаются сразу после обыкновенных, с плавным повышением высоты звучания (чем выше подъём, тем лучше). Нередко встречается также резкий перепад высоты звучания подъёмной овсянки по отношению к обыкновенной. Такое соотношение трелей тоже бывает очень красивым и хорошо воспринимается. Желательно, чтобы в песнях канареек эти колена были достаточно продолжительными.
Серебристые овсянки очень ценные и редкие. Характерным признаком является то, что птицы пропевают их быстро и чётко, в высоком регистре, со звоном и обязательно ощутимым на слух разрывом между фразами. Основное произношение этих фраз - слоги "зи", "ди". По звучанию они должны напоминать серебристые россыпи. Пропеваются овсянки очень высоко, в них обязательно должен прослушиваться лёгкий и нежный звон. Нередко серебристые или другие мелкие овсянки любители путают с россыпями.
Овсянки "в звон" (их ещё называют "колокольчики") в настоящее время встречаются очень редко, они представляют большую ценность для любителей. Звучат эти трели в среднем регистре. По звучанию они должны напоминать нежный звон колокольчиков.
Отбойные овсянки состоят из звукосочетаний, напоминающих по звучанию отбой. Они пропеваются преимущественно птицами невысоко, в среднем регистре, в значительно более быстром темпе, чем отбои. Каждое звукосочетание чётко акцентировано и несколько растянуто.
Многим любителям нравится овсянка-дубровник, принадлежащая дикой птице-дубровнику. Наиболее красивые её трели внедрены в песню канареек. К ним относятся такие основные звукосочетания, как "туи-туи-туи", которые исполняются с наименьшим разрывом между собой и постепенным ускорением, регистры их невысокие. Желательно, чтобы звучание этих трелей было средней продолжительности.
Бубенцовые раскаты известны издавна, они встречались у первых канареек овсяночного напева и очень ценились любителями. В настоящее время эта трель в качественном исполнении звучит очень редко. По звучанию она напоминает глухой звон бубенцов приближающейся русской тройки. Канарейка начинает бубенцовые раскаты негромко, постепенно усиливая и расширяя диапозон звучания. Очень красиво, когда к концу трелей постепенно снижается громкость звука. Звучит трель невысоко.
Если все колена, относящиеся к овсянкам, пропеваются кенарами с обязательным разделительным повторением фразы, то бубенцовые раскаты имеют, наоборот, широкое и, одновременно неразрывное соединение звуков. Раскаты напоминают звучание бубенца. Разница в том, что здесь не прослушивается звона. Это колено состоит из тесно связанных между собой звукосочетаний "риу=риу-риу" или "рии-рии-рии". Желательно, чтобы эта трель была непродолжительной.

Бубенцы в большинстве случаев звучат как и россыпи, но не очень мелкой вибрацией звука. Как правило, они пропеваются в низком регистре, в зависимости от звучания бубенцы бывают глухими или звонкими, они соответственно так и названы - глухие или звонкие бубенцы. Эти трели преимущественно короткие по продолжительности.
Отбой - как бы переходное звено. После трудных овсянок, россыпей и т.д., пропеваемых без отдыха, птицы как бы отдыхают перед переходом к следующим коленам. Очень хорошо, когда этой трелью заканчивается песня. Красивыми считаются отбои с хорошей раскладкой, т.е. когда кенар не спеша с растяжкой и чётко пропевает каждую фразу. Они бывают разными по сочетанию звуков. Наиболее ценными считаются отбои типа "цон". Сюда входят звукосочетания "дон" и "тон".
Редкими и ценными у любителей считается отбой, состоящий из звукосочетаний "дин-дон". Он пропевается один раз и обязательно после любого из отбоев типа "цон-цон". В тесном соединении и гармоничном сочетании он является украшением песни. Звучание его должно быть более замедленным и нежным, первый звук "дин" и второй "дон"приблизительно равными по продолжительности.Первый должен звучать несколько выше. Чем длиннее эти звукосочетания, тем лучше.


ПЛАНОВОСТЬ ПЕСНИ
Напишите мне

Hosted by uCoz